Перейти в оглавление фонотеки.Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

Румынский музыкальный фольклор

Перейти в оглавление фонтеки
Даки осаждают римскую крепость.
Фрагмент барельефа
с колонны Траяна в Риме.

 
Румынская музыка рождалась на свет вместе с самим румынским народом. Румыны берут своё начало от племени даков, которые в свою очередь явились одной из ветвей обширного рода фракийских племён. Племена эти (а было их больше сотни) ещё в античные времена занимали территории современной, Албании, Болгарии, Югославии, Румынии и западной Турции. "Если бы фракийцы объединились под единым началом, – писал Геродот, – этот народ был бы самым могущественным".
Фракийцы славились своими, воинами, лошадями и... музыкантами. В своей бессмертной "Илиаде" Гомер не без уважения упоминает и тех, и других (X, 434), и третьих (II, 595). Говорит сам за себя и тот факт, что величайший музыкант древности — Орфей был фракийцем.
Трудно сказать, какой именно была музыка в те патриархальные времена, ведь единственной формой её фиксации тогда служила человеческая память. Тем не менее, есть основания думать, что многие культурные традиции древних племён в общих чертах сохранились до сих пор. Так, например, даки изображённые на знаменитой колонне Траяна в Риме носят практически ту же одежду, что и некоторые современные селяне. Вполне вероятно, что и песни нынешних румын сохранили нечто существенное от мелодий древности.
Румынский танец
Сейчас в т.н. цивилизованных странах традиционный деревенский фольклор практически исчез. Только в самых глухих краях ещё можно встретить бабушек, помнящих, старые обычаи, старые песни, старые обряды. На смену сельской глуши, приходят дебри мегаполисов, в которых рождаются принципиально новые виды фольклора: "гаражный", "подвальный", уголовный и т.д.
В этом смысле Румыния, пожалуй, наименее цивилизованная страна в Европе. Приходится поражаться, насколько живы ещё народные традиции в этом небольшом, провинциальном государстве. И это даёт повод ожидать от румынского искусства большого будущего — той свежей, здоровой крови, без которой невозможен никакой культурный прогресс.
Как и повсюду на земле, в румынской музыке важную роль играют вокальные жанры. Большей частью это одноголосные песни, порой обогащённые подголосками, порой сопровождаемые инструментальными импровизациями. Кстати сказать, культура игры на музыкальных инструментах в Румынии всегда была очень высока, хотя она и несколько моложе вокальной.
В процессе исторического становления румынская музыка неизбежно взаимодействовала с иными культурами. Причём не только соседними — мадьярской, славянской, греческой. Не прошло бесследно для румын и долголетнее (не слишком, впрочем, дружеское) общение с культурами Азии. В частности, с турецкой традицией. Характерные "восточные" обороты в румынской музыке придают ей особый шарм.
Кроме этого, существуют удивительные связи между музыкой Румынии и Кавказа. Так, например, знаменитая тема "Жаворонок", своего рода "визитная карточка" народной румынской музыки существует также и у грузин.
Хора
Румынская народная культура имеет своё неповторимое лицо. И "лицо" это залито светлой, ослепительно солнечной и немного лукавой улыбкой. Есть какое-то непостижимо обаятельное разгильдяйство во всех этих, совершенно "отвязных" зажигательных танцах, сопровождаемых выкриками и высвистами. Здесь не встретишь ни скандинавской степенности, ни греческой меланхолии, ни испанского надрыва. Эта музыка детей природы: чистых, цельных, искрящихся юмором и неиссякающей любовью к жизни. Тоска и уныние — недолгие гости в душе румына. Нередко протяжная лирическая дойна сменяется шагом хоры, который всё больше ускоряется, перерастая наконец в такое бурное ликование, что просто горы ходуном ходят.
Румынский оптимизм имеет глубокие корни. По преданию древних даков люди — существа божественной природы, сосланные на тёмную землю за некие неведомые пригрешения. Когда дак погибал в бою, он умирал смеясь, зная, что вина его искуплена и он, наконец, вернётся домой, в страну богов. Удивительно, но это языческое верование не так уж сильно расходится с христианскими идеями: изгнание из рая, земные страдания и возвращение домой, в небесный Свет. Таким образом, даже самое страшное, что есть на земле — смерть — становится чем-то если и не откровенно радостным, то во вском случае, волнующим, сулящим новые горизонты и перспективы.

О румынской музыке можно говорить долго и увлекательно. Но гораздо увлекательнее её слушать. В нашей фонотеке представлены образцы инструментальной музыки в исполнении ансамбля виртуозов под управлением Георге Замфира (Gheorghe Zamfir). Скрипичные номера исполняет Думитру Потороакэ (Dumitru Potoroaca) в сопровождении народного оркестра под управлением Параскива Опреа (Paraschiv Oprea).
Представленные композиции — это или инструментальные версии известных румынских песен или же танцы: хора, сырба, брыул и т.д. Несмотря на некоторый концертный лоск (как-никак профессионалы-виртуозы!) исполнение проникнуто замечательной живостью и темпераментом.

Совмещая приятное с очень приятным, познакомимся заодно с некоторыми музыкальными инструментами традиционной Румынии:

Соло на нае: Георге Замфир
Песня Янку Жиану и Брыул из Олтень. 5,4 Mb Скачать
Дойна из Аргеш 7,7 Mb Скачать
Хора как из Кавала 1,9 Mb Скачать
Румынский най
Най — румынская разновидность широко распостранённого, древнего инструмента, более известного, как флейта Пана. Представляет собой набор тростниковых трубок разной длины, скреплённых между собой. Строй ная диатонический. В настоящее время кроме тростника используются также и другие материалы (дерево, металл). В силу своего строения, най не очень виртуозный инструмент. Тем не менее, в руках мастера он может быть не только певуч, но и искромётен.

Соло на тараготе: Ион Милу
"Дошёл леса бить..." и Брыул из Фенеша 5,2 Mb Скачать
Тарагот
Тарагот (в венгерском варианте – тарагато) — название двух различных духовых инструментов. Один родствен зурне, имеет два язычка и ведёт своё происхождение от турецкого гобоя. Звук его ярок и пронзителен. (В османской армии его даже использовали для устрашения противника). Другой — нечто среднее между кларнетом и саксофоном-сопрано. В отличии от своих классических "родичей", он более густой и тёплый по звучанию. (В нашей фонотеке представлен — и в звучании, и на иллюстрации — именно этот инструмент).

Соло на цимбалах:
Тони Иордаке
Концертная Сырба 1,4 Mb Скачать
Цимбалы
Цимбалы — струнный ударный инструмент, непременный участник румынского народного оркестра. Чаще выпоняет функцию аккомпанемента, но способен и довольно эффектно солировать. Для игры на нём используют две палочки, с обтянутыми кожей головками. Традиционно строй диатонический (по аналогии с белыми клавишам фортепианоно), но в современной практике используют хроматические цимбалы. Происхождение этого инструмента довольно старинное. Он встречается в Европе под различными именами ещё в XVI веке.

карп
Соло на рыбьей чешуе (1, 2) и на окарине (2):
Ион Лэчану
На лесной опушке 1,9 Mb Скачать
"Этой зимой была зима..." и Сырба из Команы 2,7 Mb Скачать
Рыбья чешуя — элементарный самозвучащий инструмент. Это действительно РЫБЬЯ ЧЕШУЯ (чаще всего чешуя карпа). Исполнитель, держа её во рту может высвистывать целые мелодии. Звук горячий, яркий, пронзительный. Возможны разного рода глиссандо, форшлаги и другая, подчас весьма тонкая орнаментика. А вот быстрые арпеджио и скачки для чешуи не типичны.

Окарина
Окарина — небольшая свистулька в виде сосуда с дырочками для пальцев. Её отличительная особенность — отсутствие специального выдувного отверстия. Собственно, это даже не инструмент, а скорее, игрушка. И название у него тоже не серьёзное — гусёнок (если перевести с итальянского). Впрочем, далеко не все окарины напоминают голову гусёнка. Инструментов такого рода великое множество. Их формы и строй весьма разнообразны.
Соло на кавале:
Ион Лэчану
Брыул пастухов 1,1 Mb Скачать

Кавал
Кавал — пастушеская продольная флейта. Красивый мелодический инструмент, родственник русской свирели. Имеет диатонический звукоряд. Несмотря на внешнюю незатейливость, звучит очень выразительно и мелодично. Особенно хорош нижний регистр с его характерным мягким шипением. Кроме Румынии кавал распостранён в Болгарии и Албании.

Скрипка
Соло на скрипке: Думитру Потороака
Хора подружек невесты 1,7 Mb Скачать
Сырба из Аронеан 3,0 MbСкачать
Лаута — общее название струнных инструментов (лютня, скрипка и т. д.). Народных музыкантов-инструменталистов нередко называют лаутарами. Скрипки, изготовленные сельскими умельцами, разумеется отличались от традиционных итальянских скрипок. В настоящее время это различие значительно уменьшилось, однако манера игры народных музыкантов весьма отличается от классической. Пожалуй, в ней есть что-то от цыганского музыцирования. Тот же огонь, та же свобода, но всё гораздо светлее и без душераздирающих цыганских страстей.


© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100