Перейти в оглавление фонотеки.Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

Джованни Баттиста Перголези

(1710-1736)
Дж. Б. Перголези. Перейти в оглавление фонотеки
Бывает про человека говорят: "Он родился не в своё время". Хорошо ли это? Вряд ли. Это как прийти в гости и вдруг застать хозяев в домашних халатах, с неловкими улыбками на лицах: "Мы вам, конечно, рады, но... эээ..." Скорее всего такой визит не продлится долго...
Точно так же человек, родившийся не в своё время, вряд ли задержится на этой земле. В этом смысле композитор Джованни Баттиста Перголези является ярким тому примером. Будучи представителем эпохи барокко, он по своему творческому и психологическому темпераменту принадлежал скорее эпохе романтизма. А это уже XIX век. "Ошибка" в 200 лет — это немало.
О талантливости Перголези до сих пор ходят легенды. Иногда приходится слышать: "Он был даже гениальней Моцарта!" Не знаю, насколько корректно сравнивать этих двух столь похожих и не похожих друг на друга мастеров. Однако и тот и другой поражают как яркостью дарований, так и краткостью своего жизненного пути. И если о превосходстве друг перед другом талантов этих композиторов, можно спорить, то сомнительное удовольствие первенстововать среди тех, кто ушёл молодым, принадлежит именно Перголези. Моцарт прожил 35 лет. Перголези всего 25, из которых активному творчеству были посвящены менее десяти лет.
Что можно сделать за 10 лет? Не так уж и мало! Можно написать 4 оперы-seria (т.е. оперы на серьёзный сюжет), 2 музыкальные комедии, 4 интермеццо, 4 оратории, 10 кантат, 14 трио-сонат, 3 симфонии, множество инструментальных концертов, мотетов, месс, антифонов... Этого времени вполне достаточно, чтобы стать основоположником нового жанра, а именно оперы-buffa — комической оперы.
Человек нервный, склонный к перепадам настроения, Перголези был экстремален и в творчестве. Два самых знаменитых его произведения — комическая опера "Служанка-госпожа" и духовная кантата "Stabat Mater" являют собой два противоположных эмоциональных полюса. С одной стороны беззаботный искристый юмор, а с другой — глубокая, пронизывающая скорбь.

Текст поэмы "Stabat Mater" был создан в XIV веке монахом-францисканцем Якопоне да Тоди (1230–1306) одним из образованнейших людей своего времени. Потрясённый смертью своей горячо любимой молодой жены, он переосмысливает свою жизнь и удаляется от мира. Он автор многих духовных текстов, в которых образ Девы Марии появляется неоднократно. Но нечаянную известность ему принесла, написанная уже перед смертью, поэма "Stabat Mater dolorosa", повествующая о горе Матери, оплакивающей смерть Сына. Впрочем, поскольку монах в соответствии с традициями того времени не столько сочинил, сколько скомпоновал текст из более ранних образцов, авторство поэмы приписывают также св. Бернару Клеровскому (1090–1153) и Папе Иннокентию III (ок. 1160–1216).
С XIV века текст "Stabat Mater" начал использоваться в божественной Литургии и был неоднократно положен на музыку. Среди композиторов, творивших на этот сюжет можно назвать Жоскена де Пре, Алессандро Скарлатти, Луиджи Боккерини, Йозефа Гайдна, Франца Шуберта, Ференца Листа, Джоаккино Россини, Антонина Дворжака, Шарля Гуно, Кароля Шимановского, Франсиса Пуленка, Кшиштофа Пендерецкого. И это только самые известные имена!
История создания "Stabat Mater" Перголези исполнена романтики. Существует легенда, что источником вдохновения для композитора послужила личная драма. Его любимая девушка, на брак с которой её знатные родители не дали согласия, ушла в монастырь и вскоре умерла. Создавая музыку, автор смотрел на изображении Мадонны, которое было удивительным образом похоже на его умершую возлюбленную и за сочинением этой своей лебединой песни умер сам.
Сейчас трудно сказать, насколько эта история соответствует действительности. Впрочем, наверное это и неважно. Важно то, что в мир пришла прекрасная музыка. Замечательно красивая, гениально простая и удивительно искренняя. В своё время она казалась очень необычной, шокирующе новой. Так например Перголези первый композитор, который вводит в "Stabat Mater" мажорные части в быстром темпе (Например "Inflamatus"). Это было крайне смелым шагом. Знатоки того времени, современники композитора критиковали его за чрезмерное использование пассажей, которые по словам Дж. Б. Мартини "...скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби." Сейчас эти упрёки кажутся более чем странными...

В нашей фонотеке представлены 7 из 12 номеров кантаты. Исполнители — великолепные британские певцы Эмма Киркби (сопрано) и Майкл Чанс (контратенор). Эмма Киркби на мой взгляд — одна из величайших (если не самая великая) в наше время исполнительница вокальной музыки стиля барокко. Её чистый голос, в котором совершенно нет надоедливого и откровенно уродливого белькантовского вибрато, звучит немного отстранённо и холодно, по-флейтовому. Тем не менее, я не знаю более проникновенного и красивого вокала. Что же касается Майкла Чанса, обладателя высокого и редкого мужского тембра — контратенора, то его манера как нельзя лучше соответствует общему стилю звучания: сдержанному и яркому одновременно. Порой кажется, что поют не люди, но ангелы.

Stabat Mater

1.Stabat Mater dolorosa4,3 Mb
2.Cujus animam gementem2,1 Mb
3.O quam tristis et afflicta2,2 Mb
5.Quis est homo2,8 Mb
6.Vidit suum dulcem natum3,6 Mb
11.Inflamatus et accensus2,0 Mb
12.Quando corpus morietur4,2 Mb

 
В начало
© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100