Перейти в оглавление фонотеки.Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

Вольфганг Амадей Моцарт

(1756 - 1791)
Юный Моцарт. Перейти в оглавление фонотеки
Когда хотят привести пример феноменально одарённого музыканта, то фамилию Моцарт называют в первых рядах. Эпитеты "великий" и "гениальный" сопутствуют ей подобно верным пажам. Что же касается музыки композитора, то и в наше время она являет собой эталон красоты, глубины, гармонии и совершенства. Когда она звучит, растения начинают расти бодрее, у животных улучшается аппетит, а человек... Впрочем на свете достаточно людей, у которых музыкальный вкус хуже, чем у морковки. Не будем о них сегодня...
За свою недолгую жизнь Моцарт написал фантастически много. Оперы, симфонии, концерты, сонаты... Произведения всех существующих в то время жанров щедрой россыпью появлялись из под его трудолюбивого пера. Однако из всего этого множества в нашу фонотеку попало всего несколько ранних клавирных произведений и одно позднее. Тоже клавирное. Своего рода обрамление творческого пути...

Ранние произведения для клавира

Ранние сочинения Моцарта язык не поднимается назвать детскими. Хотя автору этой музыки всего 8 лет. По времени их создание совпало с первой концертной поездкой композитора вместе с отцом, Леопольдом Моцартом и сестрой Наннерль по городам Европы (1764 г.). Именно тогда мальчик завёл тетрадь (впоследствии изданную), куда заносил свои композиторские опыты. Здесь и наброски и вполне законченные произведения (всего 43 пьесы). Запись эскизна. Часто отсутствуют нотные "подробности", практически нигде не указан темп. Танцевальные пьесы, части сонат (так и не ставшие сонатами), начало фуги, оркестровые фрагменты — настоящий поток сознания: в одной "обойме" и немудрящие жанровые безделушки и настоящие откровения, под которыми было бы не стыдно подписаться и зрелому музыканту (например, приведённые ниже сонатные части).
Названия сочинений Моцарту не принадлежат. Их придумал кто-то из редакторов, систематизировавших творчество композитора. Жанровое (темповое) определение + тональность. Когда у музыки названия не предполагается, то поступают именно так.
Allegro Фа мажор
645 kbСкачать
Соната соль минор
1,5 MbСкачать
Соната Фа мажор
2,1 MbСкачать
Соната Фа мажор
1,5 MbСкачать
Жига до минор
1,1 MbСкачать
Контрданс-рондо Си-бемоль мажор
968 kbСкачать

Последняя фантазия

Сразу предупреждаю. Запись ужасного качества. Однако это с лихвой компенсируется гениальностью музыки и не меньшей гениальностью исполнителей (знать бы ещё их имена!). Она была записана в ту далёкую пору, когда автор этих строк ещё ходил в школу. Тогда было время череды ежегодных похорон генеральных секретарей ЦК КПСС (Господи, упокой их души!). И в связи с этим по радио передавали на удивление много хорошей музыки. (Неужели для того, чтобы в эфире зазвучала хорошая музыка нужно, чтобы кто-то умер?!) Вот тогда я и записал её на магнитофон.
С тех давних пор мне доводилось слышать эту фантазию и в сольном фортепианном звучании и в переложении для органа, однако никакая другая исполнительская версия не могла сравниться с приведённой здесь. Попытки найти её в более чистой записи успехом не увенчались. К сожалению.
В каталоге Кёхеля это произведение непритязательно именуется "Фантазия f-moll для механического органа". Однако сама музыка явно переросла столь скромное предначение. Уже само время звучания — 9,5 минут — намекает на то, что она, пожалуй, серьёзнее, чем "Джингл бэлз."
Фантазия фа минор — знаковое сочинение. Именно оно стоит у истоков нового стилевого витка в творчестве композитора. Того стиля, который впоследствии зазвучал в божественном "Requiem".
Известно, что в то время Моцарт по-настоящему открыл для себя музыку И.С.Баха, с жадностью воспринимая те открытия и уроки, которые она ему приподнесла. В первую очередь — это высочайшего уровня искусство полифонии. Отдельный мир, полный глубокой мудрости, требующий исключительного мастерства, доступного далеко не каждому композитору. Не случайно поэтому тонкое стилевое родство Фантазии фа минор Моцарта с "Искусством фуги" Баха. Зрелый сдержанный драматизм в минорных разделах (менее сдержанный, чем у Баха) и умиротворённое спокойствие вселенского созерцания в эпизодах мажорных...
Впрочем, довольно музыковедения. Имеющий уши слышать, да слышит.
Фантазия фа минор (версия для фортепиано в 4 руки)
6,7 MbСкачать

 
В начало
© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100