Перейти в оглавление фонотеки.Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

Средневековая литургическая драма

Поклонение волхвов. Перейти в оглавление фонотеки
Основы система Станиславского появились задолго до рождения Констанстина Сергеевича. Не имитация происходящего, но "полная гибель всерьёз". В IX веке от Рождества Христова в западноевропейской культуре появился жанр, который следовал этому принципу буквально. Речь идёт о литургической драме, о своеобразной инсценировке эпизодов священного Писания, которая входила в состав праздничных богослужений (прежде всего пасхальных и рождественских).
Когда церковные люди говорят о литургической драме, то всегда подчёркивают: это не театр! Во всяком случае, не тот театр, к которому мы привыкли. Ибо здесь речь идёт не об игре, не об изображении тех или иных событий, но о молитве, о сопереживании, о мистическом преображении "актёров" в тех героев, которых они представляют.
Когда-то апостол Павел писал в послании к Галатам: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос". Точно так же любой участник литургической драмы призван жить уже не своей жизнью, но действительно на какое-то время становиться Пастухом, Волхвом, св. Иосифом, Девой Марией или даже самим Спасителем. И задачи перед таким "актёром" стоят совсем иные. Здесь уже не так важно мастерство сценического движения или хорошо поставленный голос. Гораздо более важным является то молитвенное напряжение, которое должно полностью растворить участника драмы в том персонаже, которого он представляет (в особенности, если речь идёт о персонажах святых и праведных).
Однако, это в идеале. Как известно, любая, даже самая прекрасная идея, воплощаясь в нашем странном мире, коверкается, принижается и огрубляется. То же самое произошло и здесь. Скажем прямо, даже среди верующих людей, немногие переживают молитвенные экстазы. А, если учесть, что большинство прихожан средневековой Европы были людьми, мягко говоря, неотёсанными, можно представить, как сильно в их глазах литургическая драма проигрывала площадным представлениям. Тут — "заумная" латынь, там забористые остроты. Тут — постные физиономии священников, там — потешные гримасы. Тут скучные назидания — там развлекательное зрелище.
Поклонение волхвов
Говорят, что спрос определяет предложение… Так постепенно в литургическую драму начинают проникать элементы обычного театра. В первую очередь их привносили ваганты и жонглёры, которым поручали роли воинов, палачей, чертей и прочей грешной братии. Можно себе представить, какой "оживляж" они привносили в чинное церковное действо!
Таким образом, реализм мистический стал всё больше вытесняться реализмом бытовым. Кончилось тем, что в 1210 году Папа Иннокентий III и вовсе запретил какие бы то ни было инсценировки в стенах храма. Литургическая драма была с позором выставлена на паперть, где продолжала своё существование, постепенно теряя sacrum и всё более отдаляясь от церковной первоосновы. Позже она перекочевала на городскую площадь, где смиренные молитвы святых окончательно потонули в криках толпящихся зевак.

Литургическая драма, которая представлена ниже, датируется XI веком. Она была восстановлена по рукописи из Загреба и исполнена ансамблем старинной музыки "Hortus Musicus".
Эта драма относится к Рождественскому циклу, который по традиции включал 4 эпизода, представляемых в разные дни в соответствии с церковным календарём.
1-й эпизод — шествие пастухов. Переживание событий, происшедших ночью в Вифлиеме. Рождение Мессии, ангел, благовествующий пастухам и их поклонение новорождённому Иисусу.
2-й эпизод — избиение вифлиемских младенцев по приказу царя Ирода. В конце представления детки, одетые в белые одежды, как правило, забирались на хоры и оттуда пели хвалебные гимны уже в виде ангелов.
3-й эпизод — шествие пророков. Своеобразный мост, связывающий традиции Ветхого и Нового Завета.
4-й эпизод — шествие волхвов. Он показывался в праздник Богоявления и повествовал о поклонении Христу трёх звездочётов. Именно этому эпизоду соответствет литургическая драма "Tractus stellae"

Tractus stellae

литургическая драма

Содержание

1,8 Mb Скачать
1,8 Mb Скачать
Часть первая.
Procedentem sponsum.  Вступительная песня.
Stella.  Три восточных мудреца видят звезду, указывающую на рождение Царя царей. Они отправляются в путь, чтобы поклониться божественному Младенцу и принести ему свои дары. Каспар несёт золото, Балтазар — ладан, а Мельхиор — смирну.
4,1 Mb Скачать
Haec est causa viae. "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". (Матф.2:1-8)

Часть вторая.
3,7 Mb Скачать
Ecce stella. "Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф.2:9-11)
1,5 Mb
Скачать
4,2 Mb
Скачать
Impleta sunt omnia.  "И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою". (Матф.2:12)
Te Deum. Славословный гимн, завершающий драму. Вместе с ним звучит торжественный антифон "O Regem caeli".

 
В начало
© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100