Перейти в оглавление фонотеки.Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

Русские колокольные звоны

Русские колокольные звоны. Перейти в оглавление фонотеки
Не помню, когда я впервые услышал, как звучат колокола. Дом наш стоял очень далеко от церкви, да и действующих церквей в Иркутске тогда было совсем немного.
Помню другое. Когда мы ходили в гости и смотрели телевизор (свой мы завели только в 75 году), то каждый раз я ждал, что покажут… колокола. Ума не приложу, откуда во мне возникало это желание, но оно было крайне устойчиво и появлялось каждый раз, как только загорался голубой экран. Согласитесь, желание более чем странное, особенно если учесть, что вероятность его осуществления была ничтожна. И тем не менее…
Категорически не помню, что это была за передача, и что за музыку передавали. Что-то симфоническое. И вот наконец… колокола. И даже показали дяденьку, стоящего перед батареей металлических труб и ударяющего по ним специальным молоточком.
Признаться, я был несколько удивлён. Представлялось нечто огромное в высоте под куполом, а тут какие-то трубы, какой-то молоточек…
Разницу между оркестровыми колоколами и колоколами церковными я узнал значительно позже. А разница эта весьма существенна. Трубчатые колокола (в России их ещё называли итальянскими) — дети западной традиции. Они больше напоминают куранты, призванные в определённое время вызванивать определённую мелодию.
Оркестровые трубчатые колокола

Трубчатые
колокола

Иное дело православный церковный звон. Если прибегнуть к сравнениям, то оркестровые колокола соотносятся с церковными примерно так, как подстриженный газон с буйно заросшим лугом, как домашняя фисгармония с органом Домского собора, как неоновая иллюминация с созвездием Ориона.
Оркестровые колокола рациональны. Они строго подобраны по высоте и содержат в себе все тоны хроматической гаммы. Плата за это — бедный, узкий тембр. Церковные колокола напротив богаты именно своим тембром. Каждый колокол имеет свой неповторимый набор обертонов. Набор этот обусловлен и формой колокола и толщиной стенок и качеством сплава (4 части меди на 1 часть олова) и множеством других, менее значимых факторов.
Отлить колокол — задача не из лёгких. Нужно обладать немалыми знаниями, опытом, особым чутьём мастера, чтобы получилась не просто здоровая металлическая "дура", чтобы мёртвая груда металла ожила, запела.
Настоящий колокол — это всегда Личность. Не случайно поэтому почти любой из них (в особенности крупный) имеет собственное имя. Да и логика колокольного звучания совсем не такая, как в западной классической музыке. Здесь нет и речи о традиционных ладах, об аккордах и нотах. Колокольная музыка живёт созвучьями, для большинства людей неразличимыми, слитыми в одну гулкую массу, как слиты в белый туман звёзды Млечного Пути. Каждый колокол — галактика. Некоторые огромны и простираются на сотни световых лет. Другие совсем малы и содержат лишь горстку тусклых звёздочек. Хорошо согласованный ансамбль колоколов — это всегда Вселенная, это всегда Вечность.
Колокола
Кроме звукового богатства колокольный звон за века своей истории наполнился особым смыслом. Прежде всего это богатейший контекст церковной службы, о котором можно говорить отдельно и пространно. Колокола идеальны в качестве сигнального инструмента. Праздничный трезвон и тревожный бой набата, радостное позвякивание бубенцов свадебного поезда и траурный звук заупокойного колокола... Порой достаточно лишь одного звука, чтобы заиграл весь контекст события. От этого даже самый несложный музыкальный рисунок в исполнении колоколов становится необычайно насыщенным и красноречивым.
Печать неповторимости лежит на каждой храмовой звоннице. Нет двух церквей, которые бы располагали совершенно идентичным набором колоколов. Подбор колокольного ансамбля — ещё одно великое искусство, ибо далеко не все колокола гармонично сочетаются между собой.
Колокольная музыка необычайно разнообразна и во многом зависит от фантазии и вкуса звонаря. Впрочем, слово "музыка" к церковному звону применимо лишь отчасти. Колокольный звон подчиняется богослужебному уставу и поэтому довольно строго регламентирован. Выделяют 4 основных вида звонов, внутри которых возможны вариации.
  • Благовест (ударение на первый слог). Из самого названия видна функция этого звона. Он несёт благую весть. Иными словами, возвещает начало церковной службы. Представляет собой череду мерных ударов в большой колокол. Такой простейший, казалось бы, музыкальный рисунок имеет массу тонкостей, касающихся и продолжительности звона и частоты ударов и общей организации звона. Благовест, впрочем, как и любой другой церковный звон, тесно связан с практикой молитвы. Поэтому слушать колокола просто как музыку, значит видеть лишь надводную часть смыслового айсберга.
  • Трезвон или тризвон. Самый богатый и разнообразный звон. Его особенность — одновременное звучание нескольких колоколов. Он часто звучит после благовеста и его характер во многом зависит от церковного календаря и от времени суток. Естественно, что по большим праздникам он пышен и великолепен, а в дни поста проще и скромней.
  • Перезвон. Этот вид звона своего рода предупреждение: "Внимание! Сейчас произойдёт нечто важное." Он применяется, чтобы подчеркнуть некоторые значимые эпизоды богослужения. Перезвон — это последовательные удары по колоколам. Причём, чем больше "размах" перезвона, чем больше колоколов в нём участвует, тем жирнее восклицательный знак после слова "внимание!"
  • Перебор. Это самый скорбный из всех звонов — траурный. В него звонят, перебирая все колокола. По одному удару на каждый, от малого к большому. В конце звучит аккорд из всех колоколов. Перебор символизирует человеческую жизнь. Маленькие колокола — младенчество, средние — молодость, большие — зрелость. Заключительное созвучие — момент смерти, тот миг, когда весь жизненный путь встаёт перед глазами умирающего.
Записывать колокола на аудио-носитель — вещь крайне сложная и неблагодарная. При всём старании результат всегда заметно хуже оригинала. Большинство микрофонов просто не "заточено" под такого рода звуковые спектры. Кроме того, колокольная музыка крайне свободолюбива. В комнатной "неволе" она звучит гораздо тусклее, чем на открытом воздухе.
Впрочем, в предлагаемых ниже фрагментах, мастера звукозаписи сделали всё возможное, чтобы слушатель получил максимально полное представление о том, что же такое православный церковный звон.

Троице-Сергиева лавра

Звонница Духовской церкви.4,7 MbСкачать
Большая лаврская колокольня. Часть 1.7,2 MbСкачать
Большая лаврская колокольня. Часть 2.4,2 MbСкачать
Звон пасхального крестного хода.2,4 MbСкачать

Новодевичий монастырь

Благовест.4,1 MbСкачать
Пасхальный трезвон.7,5 MbСкачать

Звонница Псково-Печерского монастыря

Часть 1.4,0 MbСкачать
Часть 2.7,4 MbСкачать


© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100