Перейти в оглавление фонотеки.Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

Бенджамин Бриттен

(1913-1976)
Бенджамин Бриттен. Перейти в оглавление фонотеки
Бенджамин Бриттен по достоинству считается одним из величайших (если не самым великим) британским композитором XX столетия. Именно его трудами национальный английский музыкальный театр (увы, мало чем блиставший со времён Пёрселла) поднялся на особую высоту. И хотя творчество композитора не обижено богатством и разнообразием жанров, прежде всего стоит отметить его оперные произведения.
"Питер Граймс", "Альберт Херринг", "Сон в летнюю ночь", "Давайте ставить оперу" и др. (всего 11). Очень разная музыка, разные сюжеты, разные стили. Но, что всегда отличает музыку Бриттена — это её особая красота: тонкая, нервная, немного (порой достаточно) болезненная и, вместе с тем, вся устремлённая к чему-то явно запредельному.
В нашей фонотеке представлена одна из лучших опер Бриттена — знаменитый "Поворот винта". В ней очень много необычного. Малый состав оркестра. Даже не оркестра, а инструментального ансамбля из 13 человек. Необычная форма — вариации, проходящие через всё поизведение и, наконец, необычные голоса. Голоса детей, Майлза и Флоры, озаряющих музыку особым, ангельским сиянием.
Впрочем, ангельского в этом произведении не так много. Написанная по мотивам одноимённой повести Г. Джеймса, опера вводит слушателя в атмосферу мистического триллера. Конечно, после Стивена Кинга особо пугаться здесь нечему. (Ну, подумаешь, мертвецы. Ну, подумаешь, являются. Эка невидаль!) Но автор и не ставил своей задачей иллюстарцию обычного ужастика, которые так хорошо рассказывать долгими вечерами где-нибудь в глухой избушке на краю света.
Тонкий психолог и драматург, Бриттен обогащает сюжетную линию повести неповторимой гаммой душевных коллизий, где тесно переплетаются реальность и галлюцинации, детская непосредственность и хладнокровная ложь, самоотверженность и подлость, обаяние чистоты и тонкий яд соблазна.
Влияние Зла на наш скорбный мир велико и разнообразно. И, пожалуй, самое страшное, когда оно ищет встречи с детьми. Ищет, чтобы подчинить, покалечить, погубить. Ещё страшнее, когда это получается. До конца оперы не ясно кто из героев "хороший", а кто "плохой".
Кто такие дети? Несчастные жертвы призраков или их сообщники, тонкие истязатели, играющие на лучших чувствах взрослых? Какова роль Гувернантки? То ли она самоотверженная спасительница то ли больная женщина, заражающая окружающих своими галюциногенными страхами?

В опере всего шесть действующих лиц:
Гувернантка  — молодая женщина, главное действующее лицо, вокруг которой разворачивается история с призраками.
Миссис Гроуз  — старая экономка загородного имения Блай, где собственно происходит всё действие.
Поворот винта
Дети:
Флора  и  Майлз.
Призраки:
Питер Квинт  — бывший лакей и главный змий-искуситель.
Мисс Джессел  — бывшая гувернантка.

Поворот винта

камерная опера

Краткое содержание

Действие первое.
Пролог.  К двум осиротевшим детям приглашена Гувернантка. Опекун детей ставит необычное условие: Гувернантка несёт всю ответственность за воспитание детей, но не должна беспокоить его ни по каким вопросам.
3,6 Mb Скачать
8,2 Mb Скачать
Сцена первая. В карете. Гувернантка едет в загородное имение Блай. Она охвачена сомнениями и неясными предчувствиями.
Сцена вторая. Встреча. Дети с нетерпением ждут новую гувернантку и репетируют приветствие. Радушная встреча и спокойствие, царящее в усадьбе успокаивают Гувернантку.
Сцена третья. Письмо. Из школы приходит письмо: Майлз исключён, потому, что дурно влияет на других детей. Гувернантка и миссис Гроуз в недоумении. Они наблюдают за безмятежной игрой детей. Обвинение против Майлза кажется им нелепым.
5,2 Mb Скачать
Сцена четвёртая. Башня. В усадьбе Блай всё идёт хорошо. Единственное, о чём сожалеет Гувернантка, это о том, что опекун детей, молодой, красивый и богатый человек не видит, как хорошо она справляется в его поручением. Внезапно на башне появляется неизвестный. Его взгляд пугает Гувернантку.
4,5 Mb Скачать
5,1 Mb Скачать
Сцена пятая. Окно. Дети поют песню о Томе — сыне трубача и пытаются инсценировать её. Гувернантка зовёт их на прогулку. Когда комната пустеет, в окне появляется человек, которого Гувернантка видела прежде на башне. По описаниям Гувернантки миссис Гроуз узнаёт в нём Квинта, бывшего слугу, имевшего сильное влияние на Майлза. Недавно Квинт умер. Гувернантка подозревает, что Квинт пришёл за Майлзом и решает защитить детей.
Сцена шестая. Урок. Майлз заучивает латинские окончания, пользуясь специальным стишком. Флора "помогает" ему. Внезапно Майлз начинает петь странную песню.
Сцена седьмая. Озеро. Гувернантка и Флора у озера. Флоре оно кажется оромным морем. Она называет его Мёртвым. Флора баюкает куклу. Внезапно появляется и исчезает призрак мисс Джессел, умершей предшественницы Гувернантки. В отчаянье Гувернантка подозревает, что между призраками и детьми существует тайная связь.
Сцена восьмая. Ночью. Квинт зачаровывает Майлза, рисуя ему романтические и героические образы. Приманивает к себе Флору и призрак мисс Джессел. Зачарованные дети обещают выйти на зов духов. При появлении Гувернанки и миссис Гроуз призраки исчезают.

Действие второе.
8,3 Mb Скачать
Сцена первая. Диалог и монолог. Квинт и Джессел мечтают найти друга, который мог бы полностью понять и разделить их мысли. Появляется Гувернантка. В смятении она ищет выход из создавшегося положения.
6,9 Mb Скачать
3,8 Mb Скачать
Сцена вторая. Колокола. Дети играют около церкви. Они благословляют реки, моря, озёра. В их молитву вплетаются стишки для заучивания латинских окончаний. Занятые своим разговором, Гувернантка и миссис Гроуз не сразу замечают, что дети богохульствуют. Гувернантка убеждена, что дети в этот момент играют с призраками.
Сцена третья. Мисс Джессел. В комнате для занятий Гувернантка застаёт мисс Джессел. После того, как призрак исчезает, Гувернантка решается написать обо всём опекуну детей.
Сцена четвёртая. Спальня. Готовясь ко сну, Майлз снова поёт свою странную песню. Заметив Гувернантку, он обвиняет её в слежке за ним. Гувернантка пытается узнать у Майлза за что он исключён из школы. Майлз отворачивается. Свеча вдруг гаснет. Её задул Майлз. Квинт подговаривает Майлза украсть письмо, которое Гувернантка написала их опекуну.
Сцена пятая. Квинт. После колебания Майлз берёт письмо.
5,4 Mb Скачать
Сцена шестая. Фортепиано. Гувернантка и миссис Гроуз зачарованы игрой Майлза на фортепиано. Внезапно гувернантка замечает, что Флора исчезла. Она уверена, что Майлз преднамеренно отвлёк их внимание своей игрой. Победоносными аккордами Майлз выражает своё торжество.
Сцена седьмая. Флора. Флора у озера. За сценой слышны голоса Гувернанки и миссис Гроуз. Они ищут её. Появившись на сцене, они упрекают Флору за уход из дома. Появляется мисс Джессел, но Флора и миссис Гроуз утверждают, что не видят её. Флора говорит Гувернантке, что ненавидит её.
Сцена восьмая. Майлз. Миссис Гроуз и Флора уезжают в Лондон. Гувернантка и Майлз остаются одни. Пытаясь спасти Майлза, она заставляет его произнести вслух имя Квинта. Мальчик, наконец, произносит это имя и умирает на руках у Гувернантки. Держа его безжизненнное тело, Гувернантка поёт грустную и непонятную песню Майлза.
Заключительная вариация 1,5 Mb Скачать

 
В начало
© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100