Перейти в оглавление фонотеки.Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

Иоганн Себастьян Бах

(1685 - 1750)
И.С. Бах. Перейти в оглавление фонотеки
Как тонко заметил один английский юморист, о Бахе как правило говорят: "О! Бах! О! Бах!" Кто посмеет ругать Баха? Вы? ИЛИ, может быть, ВЫ?!!
Я не буду ругать Баха. Это так же бессмысленно, как ругать звёзды на небе или воду в реке. Имя Баха давно уже стало нарицательным. Это уже даже не имя, а своего рода икона. Порой, чтобы прослыть человеком, тонко чувствующим высокое искусство, достаточно сказать: "О, как я люблю Баха! (Хотя ничего не знаю и не слушаю, кроме первого такта токкаты ре минор в своём сотовом телефоне)".
Биографы Баха в один голос отмечают огромную разницу между обыденной и типичной для музыканта того времени биографией и необычайной высотой творческого полёта. Говорить о музыкантах-романтиках, не имея в виду их неповторимого "Я", как правило просто невозможно. Скажем, творчество Н. Паганини в отрыве от его бурной биографии выглядит значительно бледнее. Флер таинственной фигуры легендарного срипача с налётом бесовщинки изрядно скрашивает его относительно скромный композиторский дар.
С Бахом иначе. Здесь человек-творец скромно отступает на задний план. Он не пытается публично афишировать свой "мир мыслей и чувств". Он пишет совсем о другом. То есть, как правило, о Другом. И рядом с этим Другим любая человеческая самореклама выглядит по меньшей мере смешно.
Бах ни в чём не выпячивает самоё себя. Даже портреты его не оставляют столь яркого впечатления, как, например, изображения Бетховена или Чайковского. Первое, что бросается в глаза и запоминается, как главный признак внешнего облика мастера — это... парик. Может быть кто-нибудь вспомнит галерею приблизительных композиторских портретов, "украшающих" стены некоторых музыкальных школ. Непонятно чьё лицо, но по форме парика сразу ясно: Если на парике нет никаких завитушек, значит это Моцарт. Если завитушки по бокам есть, но немного, значит это Гайдн. А уж если парик велик и завитушек не перечесть, то это без сомнения Бах.
Непосредственно в музыке роль "парика узнавания" нередко выполняет полифония. Если ребёнку задали учить полифонию, то вернее всего, это тоже что-нибудь из Баха. И вообще, если речь идёт о старой учёной музыке, то чаще всего имеют в виду всё того же почтенного немца.
Не спорю. Полифония труднее для понимания, чем, скажем, "качовый" drumloop, воспринимаемый инстинктивно, физиологически. Чтобы оценить такую музыку, нужен определённый интеллектуальный багаж. Ну а постичь мастерство композитора во всей глубине и красоте можно, только смотря в нотную книгу, и видя там не только то, что обычно принято видеть.
Может быть поэтому многие, даже не совсем чуждые музыке люди, считали творения Баха заумными, сухими, не в меру сложными.

Авторский автограф "Искусства фуги"
Из всех произведений Баха наиболее учёным по праву считается "Искусство фуги". (В этом смысле с ним может поспорить только "Музыкальное приношение") Имея в виду, что форма фуги является квинтессенцией полифонического стиля, становится ясно, почему в творчестве Баха этот жанр пролучил столь важную роль. Говорят, что Бах мыслил фугой (точно так же как, например, Бетховен мыслил симфонией, а Шуберт — песней).
Судьба "Искусства фуги" характерна. Это последнее крупное произведение мастера. Оно было издано уже после смерти автора и разошлось в количестве всего тридцати экземпляров. Долгое время оно считалось образчиком сугубо теоретического музицирования. Эдакий учёный курьёз для знатоков контрапункта. Композитор не указал состав исполнителей. Это просто 2-4 строчки текста никак не подписанных — думай, что хочешь. Впрочем, первое, что приходит на ум при взгляде на партитуру — камерный ансамбль или струнный оркестр. Именно оркестровая версия, аранжированная Р. Баршаем и исполненная под его же управлением, опубликована в нашей фонотеке.
Долгое время цикл "Искусство фуги" считался неисполнимым на клавире. Но не сейчас. Уже в прошлом веке его исполняли не только на органе, но и на фортепиано. (Взять хотя бы труд гиганта отечественного пианизма Т. Николаевой.)
Ещё одно заблуждение — эмоциональная сухость этой музыки. Баху вообще свойственна особого рода эмоциональность. Конечно, это не романтическая экзальтированность Шумана, и тем более не психоделия Берга. Эмоции Баховского искусства дышат здоровьем и гармонией. Всё в меру. Психопатологам здесь исследовать нечего. Но, слушая "Искусство фуги", ощущаешь живое биение жизни и совершенно забываешь о головокружительной полифонической технике, в которой выполнено это сочинение.
По большому счёту эта музыка трагична. Хотя трагедийность здесь очень сдержанна и состредоточенна. Это размышления зрелого, умудрённого жизнью человека. И, наверное, чтобы постичь их смысл, нужно самому многое пережить.
Тема BACH
Цикл состоит из 15 фуг (контрапунктусов) и 4 канонов. Все они связаны одной основной темой и несколькими побочными, "качующими" из одной части цикла в другую. Среди этих тем есть и музыкальный автограф композитора — тема из 4-х нот, буквенные названия которых составляют фамилию B-A-C-H.
Контрапункты 13а и 13b представляют собой зеркальное отражение друг друга. (Это очень хорошо видно, если посмотреть в ноты). 15-й, самый масштабный контрапункт не окончен. Работу над ним оборвала смерть автора. Р. Баршай дописал эту фугу, довёл её до логического завершения. Не смотря на то, что он сделал это достаточно удачно, я взял на себя дерзость вырезать его творчество и оставить в представленной фонограмме только авторский текст.

Искусство фуги

Contrapunctus 1
3,3 MbСкачать
Canone 2
2,4 MbСкачать
Contrapunctus 3
2,6 MbСкачать
Contrapunctus 5
2,7 MbСкачать
Contrapunctus 8
6,1 MbСкачать
Contrapunctus 13a
2,2 MbСкачать
Contrapunctus 13b
2,3 MbСкачать
Contrapunctus 15
11,2 MbСкачать

 
В начало
© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100