Deci?Дечебал Григоруцэ
авторский сайт композитора
 

События

Время течёт. Течёт непрерывно. А значит постоянно нечто происходит. Некоторые события наблюдаемы со стороны. Некоторые протекают в сокровенной глубине, что впрочем не уменьшает их значения. И все они составляют то, что принято называть творческой жизнью. Здесь рассказывается о некоторых таких событиях.

Концерт в областной филармонии.

24 декабря 2002 года в 18 часовпо местному времени в концертном зале Иркутской областной филармонии состоялся авторский вечер композитора, о котором, собственно, этот сайт и повествует. В программе концерта, в основном, произведения мало звучавшие на большой сцене или не звучавшие вовсе.

Для участия в концерте были приглашены солисты иркутской филармонии и Иркутского музыкального театра:
  • ФлейтаПётр Тауров
  • СкрипкаТатьяна Галимова
  • АльтЮрий Лень
  • Кларнет Сергей Качай
  • Кларнет Рашид Галимов
  • ТрубаМихаил Сторожев
  • Контрабас Михаил Лапис
  • Вокал — Вера Щепёткина
Также в концерте принимали участие пианисты Ольга Нивинская, Александр Турханови, конечное же, автор.
Концерт вела художественный руководитель филармонии, кандидат искусствоведения Марина Токарская.
Администратор концерта — Галина Александрова.

Кратко о программе концерта

Дон Гуан. (Квинтет для двух кларнетов скрипки, альта и фортепиано) Инструментальный спектакль о всемирно известном севильском соблазнителе. Его образ перерос исторический прототип, став героем многих литературных и музыкальных произведений. Яркая, богато одарённая личность, бесстрашный, мужественный, бесконечно обаятельный человек, и, вместе с тем, раб собственных страстей, неуёмных, неутолимых и разрушительных. В музыке квинтета сплетены национальные мотивы (впрочем, скорее румынские, чем испанские), мелодичность в духе Мессиана и экспрессия рок-музыки.
Дневник флейтиста. (Сюита для флейты и фортепиано) Автобиографичная музыка. Отголоски московской эпопеи 2000 года. Странное было время... Но в музыке всё очень красиво, просто, мелодично. И сказать то об этом больше нечего. Разве только послушать.
Первая любовь. (Вокальный цикл на стихи Ольги Токарской) Стихи, написанные молодой поэтесой в возрасте 12 лет пересказывают, наверное, самый распостранённый из всех сюжетов мира. История первого чувства. Надежды, мечты, разочарование, отчаяние, прощение... Цикл продолжает песенные традиции композиторов-романтиков и, прежде всего, Шумана ("Любовь поэта", "Любовь и жизнь женщины")
Трио в румынском стиле. (Труба, контрабас, фортепиано) Несколько эксцентричный состав ансамбля во многом определяет и характер музыки. Ирония, простодушное веселье, неуклюжая танцевальность, "случайные" музыкальные ляпы. Одним словом — радость круглый год.
Романтическая симфония. Произведение никогда не звучавшее от начала до конца. Сочинённое для экзотического состава (4 блокфлейты разной высоты, 3 саксофона, колокольчики, фортепиано, ансамбль виолончелей контрабасов) оно изначально было обречено на неисполнение. (Не случайно Римский-Корсаков в своём учебнике по инструментовке советует молодым композиторам не слишком изощряться с экзотикой!) Вот и на данном концерте прозвучит 4-ручная фортепианная версия 1-й и 5-й части.
Музыкальные портреты. Фортепианная сюита открытого типа. В звуках запечетлены образы близких, едва знакомых и вовсе не знакомых людей. Первая пьеса цикла написана ещё в школьные годы. Последняя не написана вовсе.

Оглавление

Мировая премьера

Месса до минор в зале Иркутской филармонии
Концерт состоялся 26 апреля 2003 года на сцене Иркутской областной Филармонии. Пышный заголовок "Мировая премьера" соответствовал общему масштабу всего проекта. Никогда ещё здесь не звучало столько крупных симфонических произведений местного производства "за один присест". Вся музыка, которая вошла в программу концерта, исполнялась впервые. Общее настроение вечера — радость, молодость, вселенское торжество.
Ощущению весеннего воодушевления и особого душевного подъёма способствовало и то, что концерт состоялся в канун величайшего христианского праздника — Светлого Христова Воскресения.

Исполнители

Вера Щепёткина (сопрано)
Вера
Щепёткина
дирижёр Николай Сильвестров
Николай
Сильвестров
  • Солистка Иркутского музыкального театра Вера Щепёткина.
  • Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии под управлением главного дирижёра Иркутского музыкального театра Николая Сильвестрова.
  • Сводный хор молодёжи и студентов г. Иркутска
    Хормейстеры:

Программа концерта

Вера Щукина, Галина Гиленова, Дечебал Григоруцэ, Татьяна Ромащенко
Слева направо:
Вера Щукина, Галина Гиленова,
Дечебал Григоруцэ, Татьяна Ромащенко
Ave Maria для сопрано и фортепиано. Текст известной латинской молитвы вдохновил многих авторов на композиторский труд (самые известные среди них — Шуберт, Каччини, Бах-Гуно). Вечные слова, вечный образ. (Скажем к слову, самый прекрасный и возвышенный из всех существующих женских образов.) Вероятно поэтому каждая музыкальная эпоха создаёт свою Ave Maria.
Симфониетта для камерного оркестра. Оркестровая версия созданного ранее трио для трубы, контрабаса и фортепиано. Меньше сольно-контрабасовой экзотики. Но в целом больше красок, больше объёма. Национальный колорит. Старые, добрые традиции Бартока, Яначека и др., но в румынском ключе.
Весенняя музыка для фортепиано и камерного оркестра. Новая редакция того, что раньше называлось "Романтической симфонией". Изменён состав исполнителей, пересочинены отдельные фрагменты... Впрочем, общая атмосфера произведения осталась нетронутой. Это музыка пылких эмоциональных излияний, идилличных сцен, мечтательных раздумий и воинственных остинато. Как пелось в одной старой песне: Не стой на пути у высоких чувств!
Месса до минор (позже названная "Пасхальная Месса") для большого смешанного хора и симфонического оркестра с расширенной группой ударных. На день концерта музыка ещё не была сочинена целиком. Впрочем и тот фрагмент, что прозвучал со сцены, был достаточно продолжителен, чтобы заполнить всё 2-е отделение.
Как известно, музыка традиционной латинской мессы состоит из пяти разделов: Kyrie eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят) и Agnus Dei (Агнец Божий). Были исполнены первые два.
Произведению предпослан фрагмент из Священного Писания: заключительный 150-й псалом Псалтири, который как нельзя лучше повествует о том, что собственно хотел сказать автор этой музыкой.

Хвалите Бога во святыне Его;
Хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его,
Хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным,
Хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами,
Хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах
Хвалите Его на кимвалах громогласных.
Всё дышащее да хвалит Господа!
Аллилуйя.

Оглавление

Месса в Кафедральном Соборе

Иркутский Кафедральный Собор Непорочного Сердца Божьей Матери
"В мире всё странным образом смешано", — говаривал Роберт Шуман ещё в далёком XIX веке. И ведь ничего не изменилось с тех патриархальных времён! Пожалуй, разного рода "перемешанностей" только прибавилось. Так, например, иногда случается, что латинская католическая Месса пишется румынским композитором православного вероисповедания, да ещё не где-нибудь, а посреди Сибири, в городе Иркутске.
Впрочем, для католической Церкви Иркутск имеет далеко не последнее значение. Ведь именно он является столицей крупнейшей в мире епархии — епархии св. Иосифа, простирающейся от Красноярского края и до самых дальних восточных пределов страны. Здесь расположен Кафедральный Собор Непорочного Сердца Божьей Матери, а так же курия во главе с епископом.
На филармонической премьере Мессы присутствовали гости из Кафедрального Собора: сестра Роберта Шахова – председатель музыкальной комиссии епархии, отец Кшиштоф Коваль – настоятель Собора и другие. Именно тогда родилась идея исполнить Мессу в её "родной среде обитания" — в храме. Причём в сопровождении органа.
За органом
Иркутский Собор располагает роскошным и очень редким органом фирмы "Rodgers", сочетающим в себе живое звучание старых инструментов с новейшими достижениями электроники. Три ручные клавиатуры (мануалы) и клавиатура для ног (педаль), с большим количеством легко переключаемых регистров, позволяют исполнителю достичь невероятно богатого, поистине вселенского звучания.
Была правда одна маленькая сложность: автор до этого никогда не играл на органе. По крайней мере ногами. А срок на освоение инструмента, регистровку и репетиции был невелик: пол-месяца.
Невелик, но достаточен. И на концерте 25 мая всё получилось почти идеально. Хор за прошедший месяц работы в плане звучания заметно вырос. Те, кто побывал и в филармонии, и в храме отмечали церковное исполнение Мессы, как несомненно более удачное.
Ординарий епархии св. Иосифа епископ Кирилл Климович
Вступительное слово произнесла сестра Роберта Шахова. Она ввела музыку в церковный контекст, отметив, что концерт в храме, тем более концерт музыки духовной есть непременно концерт-молитва. И действительно, во время звучания Мессы многие верующие возносили молитвы к Всевышнему.
Из недостатков концерта была отмечена его... краткость. Это объяснялось тем, что исполнялся лишь фрагмент Мессы — три части из двенадцати. (Целиком всё произведение будет сочинено лишь восемь месяцев спустя)
Своим присутствие концерт почтил его пресвященство отец Кирилл Климович на тот момент ещё только вступающий в должность главы епархии св. Иосифа. Он дал высокую оценку как самому произведению так и его исполнению, поблагодарил Бога за дары таланта, которыми Он одаривает людей и благословил всех присутствующих в Храме.

Исполнители

  • Сводный хор молодёжи и студентов г. Иркутска
    Хормейстеры:
  • Партия органа — автор.
За несколько секунд до концерта...и после концерта

Оглавление

ПРОВАЛ ВО ВРЕМЕНИ
VVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVV
На дворе уже 2008 год! Три с половиной года прошло с момента последней записи в этом "Бортовом Журнале". И что же? Неужели совсем ничего не произошло за это время? Произошло! Ещё как произошло! Сейчас уже не припомнить точных дат и подробностей. Поэтому широким   мазком :
После завершения грандиозного труда по созданию Мессы наступает некоторое затишье. Ничего значительного не сочиняется. С августа началась работа над диском "Слушай Израиль", которая потихоньку (постепенно ускоряясь) продолжалась аж до мая 2004 года. После выхода диска состоялась его презентация о которой написано здесь.
Начиная с лета 2004, в течении года остаюсь за главного на церковных хорах. А это значит полная ответственность за всю музыкальную часть богослужения. Именно с этого времени начинаются более-менее регулярные занятия на органе. Скорее менее, чем более, иначе уже играл бы как Бах.
В трудах праведных проходит ещё один год. Сочинял или нет не помню. Кажется нет. Или сочинял? Провал во времени...

Дечебал Григоруцэ, Пётр Спицын
Первое, что всплывает из глубин памяти — концерт во Владимире, который случился летом 2005 года. Играл свои произведения на фортепиано и блокфлейте. Акомпанировал пианист Пётр Спицын. Надо отдать ему должное. Он выучил свою партию в крайне сжатые сроки, а на выступлении был очень чутким аккомпаниатором. Когда человек делает своё дело профессионально, да ещё и денег не требует, это можно назвать только одним словом: ЧУДО. Спасибо Вам огромное, Пётр!
Отдых на фоне шедевров архитектуры
Новые знакомства, новые друзья, новые впечатления. Красивый уютный городок, тёплый приём... Кроме официальной программы ещё и неофициальная, как то: пикник в чистом поле с видом на одухотворящие памятники церковного зодчества и бег под проливным ливнем с этого самого пикника к неблизкой автобусной остановке. Посещение ночных плясально-выпивально-поедальных заведений, слушание музыки ногами и диафрагмой (у обычных ушей слишком низкое сопротивление: перегорают сразу) и погружение в клубную жизнь древнего культурного центра. А кроме того (совершенно неожиданный бонус) игра на Мессе в местной католической церкви. (Дорогой отец Сергей, Ваша мечта о приобретении настоящего органа уже исполнилась?..)

Семинар церковных органистов. Подготовка к Мессе.
Следом идёт Семинар церковных органистов в Москве. Вам нравится целыми днями петь (играть) богослужебную музыку с перерывами лишь на сон и еду? Тогда это занятие — для вас.

Осенью и остаток 2005 года делались "Фантазии Рождества". А в январе 2006 года церковный хор "Ave Maria" и хор Иркутского Государственного Университета объединили свои силы для рождественского тура по Польше и Чехии. Моя роль — органист-аккомпаниатор. Что тут скажешь? Летайте сомолётами Аэрофлота! Играйте на органах Европы! Ни с чем не сравнимое удовольствие. И это несмотря на лютую стужу (даже внутри храмов, не говоря уже об улице). Кто сказал, что в Сибири суровый климат? Если хотите узнать что такое настоящий мороз, поезжайте во Вроцлав!
В Праге
Сказать, что Прага красивый город — значит не сказать ничего. Живая история на каждом шагу. Можно активно фанатеть по самым разным вещам. Выбирай то, что нравится! Но в основном популярны три направления: достопримечательности, пиво, хоккей. Даже монахини знают своих хоккеистов. Трус не идёт в монастырь!
Самое мощное органное впечатление поездки — тоже в Праге. 4 мануала — это не предел, но тоже весьма и весьма серьёзно. Вот только к этому великолепию удалось лишь мельком прикоснуться. Хороший тон — вставать из-за органа с чувством лёгкого голода... И это не говоря уже об отпечатках пальцев Моцарта на клавиатуре. Может быть их там уже и нет, но очевидцы утверждают, что они там были!

Обложка диска "Поезд в рай"
После самолёта в Иркутск сразу же пересадка на "Поезд в рай". Именно так назывался диск молодёжных песнопений, аранжировкой которых я занимался остаток зимы и всю весну 2006 года. Начиналось это так: "Дечебал, добавьте пожалуйста к мелодиям лёгкие простые аккомпанементики. Не заморачивайтесь!" Но разве это возможно — не заморачиваться?! И ведь совершенно искренне собирался похалтурить! Сделать такие скромные немудрящие "тяпушки-ляпушки". Но инстинкт композитора взял своё: уж делать так делать! В результате появился, на мой взгляд, самый яркий из всех выпущенных доселе католических дисков. Хотя православному (впрочем, и чисто светскому) уху эти песни могут показаться "классово чужими". Слишком уж энергично и жизнерадостно! Но это уже дело вкуса.

Параллельно, начиная с весны 2005 года шёл процесс создания "Пассионов" для органа. Состоялось ДВЕ премьеры этого произведения. Одна — 1 мая 2005 года. Чистой воды импровизация! Вторая — в марте 2007 года. Это уже настоящая премьера записанного на ноты устоявшегося текста. Подробности — здесь.

Несколько слов о концертах органной духовной музыкиВиталий Николаев (не моей!), время от времени проходивших в Кафедральном. Я бы ещё долго собирался, зрел, считал, что не готов к карьере органиста-исполнителя. Но, к счастью, рядом были друзья. Первые выступления (это 2006 год) прошли по инициативе Виталия Николаева, органиста из города Улан-Удэ на тот момент служившего в Храме. Мы выступали вместе, он так же играл на органе и пел проникновенным баритоном. Юлия Гриценко, Ирина ПетроваНемного позже к нам присоединились две превосходные солистки из церковного хора: Юлия Гриценко и Ирина Петрова.
Не будучи профессиональными певицами, они тем не менее обладали (и сейчас обладают, дай Бог им здоровья!) столь свежими и мелодичными голосами, что (не побоюсь сказать) могли бы дать фору многим ангажированным артисткам.
В этом составе прозвучали фрагменты из "Magnificat" И. С. Баха, "Stabat Mater" Дж. Б. Перголези, "Латинская Месса" Феликса Рончковского и много другой хорошей музыки.
К сожалению, наш квартет в силу разных обстоятельств распался (мы живём в текучем мире!) и я переключился на инструментал.
Вера Галеткина
Под патронажем "General Musicus" Собора с. Роберты были организованы два концерта с замечательной иркутской скрипачкой Верой Галеткиной. Исполнялась музыка А. Вивальди, А. Корелли, Т. Альбинони, И. С. Баха и др. композиторов (включая меня грешного). Концерты получились на славу. Скрипка в Храме звучит просто божественно. Да и сам процесс подготовительных репетиций оставил немало радостных впечатлений. Это отдельное счастье, когда сотрудничаешь не только с одарённым музыкантом, но и с хорошим человеком.
Первый концерт состоялся весной 2007 года, а дату второго знаю точно: 23-го октября того же года.

Оглавление

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
окончание провала во времени

«Арт-графика» и «Нэт».

Нэт Карповская
До чего замечательно, когда тёплая дружба перерастает в нечто большее! Например в творческое и деловое сотрудничество. С Нэт Карповской мы познакомились в католическом Соборе (она католичка и работает в храме). Началось с систематического чаепития в катехитическом отделе и с разговоров "за жизнь". Чем это могло закончиться? Чем обычно и заканчивается в таких случаях: музыкальным заказом! В то время (как и сейчас) Нэт активно трудилась в составе коллектива "Арт-графика", коим руководит ведущий мим Иркутска Елена Орлова. Вот она то и задумала пару номеров с моей музыкой.
Первый номер — о заводной механической птице, которая по ходу действия превращается в живую и чрезвычайно привлекательную девушку. Рабочее название "Женщина-птица". На момент написания этих строк сценического воплощения идея так и не получила. Однако музыка вполне успешно живёт самостоятельной жизнью и даже вошла в CD-сборник иркутских авторов, изрядно в нём выделяясь.
Нэт в Шляпе.
Второй номер был посвящён... Шляпе. Тяжёлой металлической Шляпе с блескучими бисерными нитями по ободу (см. фотографию). Кроме Нэт это орудие инквизиции надеть не мог никто. Вот ей и пришлось нести всё бремя красоты, грациозным танцем изображая божественную лёгкость и плавную текучесть линий. В процессе сценической эволюции этой композиции давали самые разные имена: "Шляпа", "Рондо", "Клетка"... Я называю её "Танец за стеклом".
В 2006 году Нэт организовала немодельное агентство, которое так и называется — "Нэт". Здесь пригодился её выдающийся педагогический дар и способность доносить свою мысль даже до самых красивых девушек. Другой её талант — умение плести из бисера — явил в мир коллекцию украшений с патриотичным названием "Цвета Байкала".Показ коллекции "Цвета Байкала" И вот к этим самым "цветам" был создан саундтрек. Впервые я попробовал себя в жанре музыки для дефиле. Требований же было всего ничего: чтобы оно было ритмично, клубно, модно, эксклюзивно, этнично, чтобы каждый раздел был в характере соответствующего украшения, чтобы даже выдающиеся слухачи понимали когда вступать, и ещё, чтобы в нужном месте толпа не то шаманов, не то батыров кричала "НЭТ! НЭТ!"
Пожалуй, этот номер получился наиболее ярким и энергетичным. Он был показан на разных сценах, в разных клубах и везде обращал на себя внимание.
Говорят, Чайковский сочинял балет "Щелкунчик" по уже готовым "квадратам" балетмейстера. В этом что-то есть... Во всяком случае именно так создавался номер "Блондинка", повествующий о сложных душевных коллизиях и богатом внутреннем мире белокурой девушки. Вот она вышла, вот она села. Раз, два, три... Читает учебник. Теребит цветочек. ...шесть, семь... Любит, не любит... НЕ ЛЮБИТ!!! АААА!!!! Танго. ...одиннадцать, двенадцать. Ну и ладно... Экзамен скоро. Где учебник?..
Хитросплетения сюжета, богатство эмоций, глубина мысли... Кто постигнет эту сложную и противоречивую натуру? Кто обоймёт эту Вселенную Чувств?!..
На объятии Вселенной Чувств пока остановились. Но уже зреет нечто ещё более эпохальное. To be continued...

Оглавление


Возвращаясь к теме возвышенного академизма...

Сольный органный концерт

Он прошёл 18 декабря 2007 года всё там же: в иркутском католическом Кафедральном Соборе. Скажу по секрету: в команде выступать проще. Чувство локтя. Что же касается моих сольных выступлений, то это как правило выступления композитора, играющего свою и прежде всего свою музыку. Здесь же впервые акцент был перенесён именно на исполнительское творчество. Из моих произведений была только недавно сочинённая и впервые прозвучавшя Ave Maria. Ну и конечно финальная импровизация, ставшая традицией для всех концертов
Концерт пришёлся на время Адвента (так у католиков называется время поста перед Рождеством). С этим связан круг музыкальных образов и подбор репертуара.

Программа концерта

  • И. С. Бах. Хоральная прелюдия "Ныне грядёт Спаситель"
  • И. С. Бах. "Симфония" из партиты до минор
  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга до минор
  • А. Вивальди. Концерт ля минор. I часть.
  • И. С. Бах. Токката ми минор
  • Д. Григоруцэ. Ave Maria (инструментальный вариант)
  • И. С. Бах. Токката и фуга ре минор
  • Д. Григоруцэ. Импровизация
Приятно оказаться в такой вот славной компании! Но ещё приятнее другое. Наконец то осуществилась мечта детства! Я собственноручно сыграл знаменитую баховскую "Токкату и фугу" ре минор. Отсюда мораль: Заветные мечты сбываются! Всегда.
Ложкой дёгтя во всём этом безграничном море трансцедентного наслаждения было небольшое число слушателей. Что делать! 2-я половина декабря — время предновогодних хлопот и корпоративных вечеринок. Зато в следующих концертах я с чистой совестью смогу повторить любое из произведений этой программы, зная, что его слышали немногие...

Оглавление

© 1990- Дечебал Григоруца
  Rambler's Top100